МФК МГУ - осень 2013

Вопросы к зачету МФК от 30.11.3013

Лекции 1, 3,12: «Введение: зачем знания по иммунобиологии нужны небиологам? », «Врожденный иммунитет – от бактерий до человека» , «Нерешенные проблемы и перспективы развития иммунологии.» С.А.Недоспасов

1. У каких организмов есть врожденный, а у каких – еще и адаптивный (приобретенный) иммунитет?

2. Какие вы знаете принципы иммунологического распознавания?

3. Какие клетки распознают отсутствие своего?

4. Что такое клеточный иммунитет и какой вид лимфоцитов в нем участвует?

5. Что такое гуморальный иммунитет и какой вид молекул его обеспечивает?

6. Что такое адъювант, и зачем его применяют в вакцинах?

7. В чем состоял «маленький грязный секрет иммунологов» (по Джейнуэю)?

8. Поясните своими словами принцип распознавания "чужое в контексте своего". Откуда берется "чужое" и из каких молекул состоит "своё"?

9. В предположении, что Ева была сделана из ребра Адама и идентична ему во всем, кроме Y хромосомы, будет ли происходить иммунологическое отторжение при пересадке тканей (ребра) от Адама и Еве и наоборот?

10. Какой биологический смысл в высокой полиморфности генов локуса МНС?

11. Что такое распознавание по принципу «отсутствие своего» и какие молекулы на клетках могут служить такими сигналами?

12. Почему Луи Пастер не был удостоен Нобелевской премии?

13. Что является мишенью распознавания «микробного чужого» при врожденной иммунной реакции на бактериальные патогены?

14. Почему нельзя злоупотреблять антибиотиками?

15. Почему Кесарево сечение может привести к иммунным отклонениям о новорожденного (в т.ч. проявляющимся значительно позднее)?

Лекции 4,7 «Что такое приобретенный иммунитет. Когда и как мы?», его приобрели «Иммунная толерантность, трансплантационный и противоопухолевый иммунитет» Д.В.Купраш

16. Сколько примерно генов есть в геноме млекопитающих? Из какого вещества (ДНК, РНК или белок) они построены?

17. Назовите приблизительные размеры лимфоцита и антитела. Из какого вещества (ДНК, РНК или белок) построены антитела?

18. Какие свойства отличают приобретенный иммунитет от врожденного?

19. Назовите первичные лимфоидные органы человека. Почему лимфоциты, покидающие первичные лимфоидные органы, называют наивными?

20. Какие вы знаете вторичные лимфоидные органы человека?

21. Какие подгруппы лимфоцитов обеспечивает ответ на повторную инфекцию тем же патогеном?

22. Перечислите основные типы зрелых Т-лимфоцитов, т.е.получивших стимуляцию антигеном?

23. Опишите основные стадии процесса клональной селекции Т- и В- лимфоцитов.

24. В чем сходство и отличие В-клеточного рецептора от антитела?



25. Что такое антигенный эпитоп? Чем отличаются друг от друга два антиген-связывающих участка В-клеточного рецептора и почему?

26. Из скольких молекул белка построен В-клеточный рецептор, а из скольких - Т-клеточный?

27. Перечислите основные классы иммуноглобулинов человека. Иммуноглобулин какого класса отвечает за аллергические реакции?

28. Перечислите способы участия антител в иммунной защите.

29. Как действует антитело-зависимая клеточная цитотоксичность?

30. С молекулами MHC какого класса связывается и на лимфоцитах какого типа находится ко-рецептор CD4 в период презентации антигена?

31. Какой ко-рецептор находится на поверхности Т-киллеров и с MHC какого класса он взаимодействует?

32. Зачем нужна V(D)J перестройка генов иммуноглобулинов в процессе созревания В-клеток?

33. Перечислите компоненты ферментативного комплекса, отвечающего за V(D)J рекомбинацию.

34. Кратко перечислите факты об эволюции адаптивного иммунитета.

35. Расположите в порядке очередности появления при типичном ответе на вирусную инфекцию: Т-хелперные лимфоциты, врожденный иммунный ответ, IgM антитела.

36. Кратко перечислите принципы позитивной и негативной селекций Т-лимфоцитов в тимусе.

37. Перечислите типы Т-хелперов. Какие конкретно молекулы (цитокины, интерлейкины) регулируют их дифференцировку из наивных Т-хелперов?

38. К каким болезням приводит недостаточная иммунологическая толерантность по отношению к собственным молекулам организма (аутоантигенам ) ?

39. Перечислите иммунопривилегированные органы человека. В чем суть «привилегии» ?

40. В чем причина несовместимости по группам крови системы AB0 при переливаниях крови у человека?

41. Какие антигены присутствуют на поверхности эритроцитов групп крови I-IV и кому такую кровь можно переливать?

42. Кратко опишите механизм возникновения резус-конфликта у беременной женщины по отношению к своему плоду?

43. Какие клетки отвечают за отторжение MHC-несовместимых трансплантатов?

44. Перечислите четыре характерных признака меланомы.

45. Перечислите известные вам онкогенные микробные патогены.



46. На какую стадию онкогенного цикла вируса папилломы человека действуют вакцины Гардасил и Церварикс и какие рекомендации по вакцинации из этого следуют?

47. Перечислите известные вам причины сокращения продолжительности жизни курильщиков.

Лекция 2. «Новые глобальные инфекции». Ф.Ю. Гариб

48. Сколько человек в среднем погибает ежегодно от войн вместе с катастрофами и от инфекционных болезней?

49. Приведите цифры смертности от острой респираторной инфекции, туберкулеза, малярии и СПИДа .

50. Что такое инфекция и что является ее основой?

51. В каких клинических формах проявляется инфекция? Этапы развития инфекции.

52. Почему победы над несколькими опасными инфекциями назвали «иллюзией»? Приведите примеры.

53. Сколько появилось новых инфекций за последние 30 лет? Приведите примеры.

54. Какие инфекции лидируют по темпам распространения?2.8. Каков прогноз ВОЗ по ВИЧ-инфекции?

55. Туберкулез легких в мировом масштабе: сколько человек заражено , заболевает и умирает ежегодно? Гранулема- ее состав и значение зля здоровья

56. Условия для формирования и распространения эпидемиологических процессов.

Лекция 5 «Есть ли иммунитет у растений и грибов» Ю.Т. Дьяков

57. Какие болезни растений вызывают ржавчинные и фитофторовые грибы?

58. Перечислите вредные последствия массовых эпифитотий (эпидемий растений)

59. Какова роль растительных покровов и клеточных стенок в защите растений от болезней?

60. Какими химическими веществами растения защищаются от болезней?

61. Почему культивируемые растений сильнее страдают от болезней, чем дикорастущие ?

62. Что такое вегетативная несовместимость грибов и как она защищает их от болезней ?

Лекция 6. «Как можно «настроить» иммунную систему? Дизайн современных вакцин». Ф.Ю. Гариб

63. Как ответить на угрозы человечеству со стороны патогенов?

64. Как создать коллективный иммунитет?

65. Назовите несколько вакцин против патогенных бактерий

66. Какой «опасный» эксперимент провел Эдвард Дженнер?

67. Назовите несколько вакцин против патогенных вирусов

68. Какие осложнения возникают после вакцинаций?

69. Что понимают под термином «вакцинация» ?

70. Из чего состоят вакцины?

71. Что содержат «живые» вакцины? Приведите примеры

72. Что содержится в ДНК-вакцинах? Каковы преимущества и риски при их применении?

Лекция 8 «Иммунозависимые болезни: аллергические и аутоиммунные» Ф.Ю. Гариб

73. Что означает понятие «иммунозависимые болезни?» Приведите примеры.

74. Наиболее употребительным определение здоровья, записанное в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

75. Что означают термины патология, патогенез, иммунопатогенез и саногенез?

76. Как хроническая инфекция приводит к хроническому воспалению через иммунопатогенез?

77. Аллергены. Бытовые, инсектные, эпидермальные, лекарственные, пыльцевые, пищевые, промышленные? Примеры

78. Каковы механизмы повреждения клеток организма с помощью антител?

79. Каков иммунопатогенез гемолитической болезни новорожденных. Какой препарат обладает профилактическим действием при этом заболевании?

80. Почему иммунные комплексы антитело+антиген+комплемент приводят к воспалению сосудов, почек и легких?

81. Что такое «антигенная мимикрия» патогенных микробов и как она может способствовать возникновению аутоиммунных заболеваний?

82. Сколько Т- и В-лимфоцитов содержится в крови здорового человека?

Лекция 9 «Война и мир» с патогенами. Шедевр Природы- вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)» Ф.Ю. Гариб

83. Как изменяется поверхность патогена для «ускользания» от иммунных реакций ?

84. Как стафилококки и трипаносомы «ускользают» от воздействия антител?

85. Какими механизмами защищаются микобактерии туберкулеза от разрушительного действия фагоцитов?

86. Как Стафилококки пользуются ингибирующим рецептором на фагоците?

87. Где и для чего используется «бактериальный» шприц?

88. Какую тактику использует сальмонелла для проникновения в эпителиальную клетку кишечника?

89. Каковы эволюционные взаимоотношения фагоцитов и микробов?

90. Как используются рецепторы, антитела и дендритные клетки для проникновения вируса иммунодефицита в клетки иммунной системы человека?

91. Какие клетки организма в основном поражаются вирусом иммунодефицита? Почему?

92. Какими путями передается ВИЧ?

93. Почему не удается создание вакцины против ВИЧ- инфекции в течение последних 30 лет?

Лекция 10 «Детские инфекции и их иммунопрофилактика» А.П.Топтыгина

94. Почему ребенка нужно прививать по календарю прививок?

95. Назовите инфекции, прививки от которых включены в российский календарь прививок

96. Какие реакции могут быть на прививку?

97. Какие нежелательные, но допустимые реакции могут быть на прививку?

98. Какие осложнения могут возникнуть после прививки?

99. Каковы причины осложнений на прививки?

100. Абсолютные противопоказания к проведению прививки.

101. Относительные противопоказания к проведению прививки.

102. Преимущества современных вакцин.

103. Как снизить риск появления нежелательных реакций?

Лекция 11«Воспаление: друг и враг» В.А.Черешнев

104. Воспаление. Определение. Внешние и внутренние признаки

105. Стадии развития воспалительной реакции

106. Виды воспаления

107. Воспаление и иммунитет

108. Воспаление и опухолевый процесс

109. Нейроэндокринная регуляция воспаления

110. Локальное и системное воспаление

Всего 110 вопросов.


МФК МГУ - осень 2013

"Современные представления об иммунитете и здоровье человека"


9572985483409919.html
9573005200290231.html

9572985483409919.html
9573005200290231.html
    PR.RU™