Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста.

Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.

1.В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т.д.).

2.Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3.На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными за слугами, возрастом и т.д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4.Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста
с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:



Sмыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

Sкоммуникативная функция, определяющая передач; знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

Sпрагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

Sрегулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т.е.речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.



Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь — наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов в криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» («протокольный стиль изложения»). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов их обязательные реквизиты.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, какдумает и рассуждает вслух следователь, — явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

Sлогоррея — повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожи дается ответа на свои вопросы;

Sперсеверация — многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

Sразорванность, бессвязность речи, отсутствие в не смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

Sизлишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

Sрезонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т.п. Все эти жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологическиеособенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «я». Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова или фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают жесты акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации. Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие. Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми. Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается в общении во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей. И, наконец, общественная зона от 4 м и более соблюдается во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией.

Заключительная часть.Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическаяпрофвссиографиязанимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограммуправоприменительной деятельности — описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму и профессионально значимые свойства личности юриста — и в конечном счете создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников органов прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе. Здесь психологическаяпрофессиография выполняет профориентационную функцию.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий тоже немаловажен. Любая организация должна не только найти профессионалов, но и сохранить их.

Таким образом, задачи психологии трудовой деятельности юристов сводятся к следующим основным задачам: профессиографии, профессиональной ориентации и профотбору, организации труда и реабилитации.


9570103398796972.html
9570169260093247.html

9570103398796972.html
9570169260093247.html
    PR.RU™