ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В обществознании существует немало различных трактовок места государства в экономике. Одно из хорошо известных в отечественном обществознании положений говорит о том, что государство – орудие эксплуатации, посредством которого господствующий класс присваивает продукт трудящегося класса. Для капиталистического общества государство – орудие класса буржуазии, эксплуатирующее пролетариат. Такая трактовка принадлежит теории марксизма и в известной мере анархизму. Другая широко известная трактовка восходит к идеям французского философа Ж.Руссо. Государство – общественный договор или первоначальный контракт по поддержанию прав личности и собственности граждан. Для Японии и других восточных стран характерно представление о государстве как большом акционерном обществе, в котором государству принадлежит контрольный пакет акций.

Современная трактовка государства в развитых странах Европы и США рассматривает государство как общественный институт или агентство, которое продает услуги управления, обороны, правосудия и других общественных услуг в обмен на налоги. Данная трактовка развивает контрактную природу государства, признавая, что названные выше услуги наиболее экономично делать через государство.

Государство использует различные модели и инструменты в процессе воздействия на экономику.

Основные модели, использующиеся государством зависят от приоритетов экономического развития, выбранных текущих целей и инструментов, которыми располагает государство.

В современном мире существует, по меньшей мере, три модели, описывающие соотношений государства и экономики:

– либеральная модель;

– командно-административная модель;

– альтернативная модель или модель социально-регулируемой экономики.

Либеральная модель исходит из доминирования в экономике частной собственности, максимальной свободы хозяйствования и минимума государственных расходов. Либеральная версия признает участие государства в экономике лишь в связи с «провалами рынка», то есть как вынужденная мера, связанная с неспособностью рынка выполнять свои функции. Зонами «провалов рынка» являются:

· монополия: ситуативная, естественная и легальная;

· «внешние эффекты» или экстерналии, как воздействия потребления частных благ на общество и его членов. Это выгоды или издержки, выпадающие на долю экономического субъекта или их группы, которые не участвуют в данной сделке;

· неполнота информации и оппортунистическое поведение хозяйствующих субъектов;



· производство общественных благ.

Теоретически в либеральной модели допускается возможность устранения провалов рынка и создания рыночной экономики без государства.

Командно-административная модель предполагает доминирование в экономике государственной собственности и государственного регулирования и планирования, максимум государственных расходов. В чистом виде эта модель не является эффективной ни в экономическом, ни в социальном контексте.

Альтернативная модель или модель социально-ориентированной экономики сегодня реализуется в большинстве развитых стран. Она ориентируется на сочетание различных форм собственности, активное государственное регулирование экономики и высокую долю государственного бюджета в ВВП. Данная модель исходит из признания государства в качестве общественного института самой рыночной экономики, и ее сторонники придерживаются позитивной трактовки роли государства в экономике, так как государство создает «правила игры», или институциональную среду для работы рыночного механизма. Оно же является институтом, который обеспечивает согласование и компромисс интересов различных групп населения, причем выступает в этом процессе единственным носителем монополии на принуждение и насилие, институтом сочетания экономики и политики. Модель исходит из того, что рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы национальной экономики. И негативные стороны действия системы рыночных отношений требуют вмешательства государства.

Негативные стороны рынка весьма многообразны:

– рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды;

– рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;



– рынок не имеет стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

– рынок не гарантирует права на труд и доход, порождая неравенство и социальную дифференциацию;

– рынок не обеспечивает целенаправленного развития фундаментальных наук;

– рынок не ориентирован на производство социально-необходимых товаров, обеспечивая лишь платежеспособный спрос;

– рынок нестабилен и ему свойственно неравно.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает составной частью процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики на основе макроэкономических рекомендаций – неоклассический и кейнсианский. Неоклассический подход тяготеет к либеральной модели государства, кейнсианский – к модели социально-ориентированной экономики.

Великая депрессия 1929-1933 годов стала реальным и неоспоримым аргументом против абсолютизации принципа «невидимой руки» свободного рынка. В конце 20-х – начале 30-х годов практически весь капиталистический мир, мир рыночной экономики переживал самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Падение производства составило десятки процентов, официальные показатели безработицы – 20% и выше, в США – 25%. Это был не просто спад, а обвал производства. Самой острой и неотложной проблемой практики и экономической теории стали поиски новых путей, методов, инструментов выхода из кризиса и их теоретического обоснования. В 1936 году вышла книга Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Концепция Кейнса обосновывала активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс отрицал саморегулирующийся рыночный механизм, показывал, что этот механизм перестал работать и без вмешательства государства «заболевшая» рыночная экономика сама себя «вылечить» не может. Великая депрессия дискредитировала господствующую идею рыночного саморегулирования, абсолютную гармонию закона спроса и предложения и «невидимой руки»: «невидимой руке рынка» понадобилась видимая рука государства. Именно с концепции Кейнса начался век систематического государственного вмешательства в экономику – век государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал положение, что только активная (экспансионистская) государственная политика, стимулирующая спрос может справиться с инфляцией и безработицей. Но задачи государства Кейнс видел не в административном диктате, не в подавлении рынка, а в создании условий для эффективного функционирования рынка – установлении государством «правил игры»: государство должно создать мощный бюрократический аппарат для защиты рынка и конкуренции.

Современные концепции сторонников кейнсианской теории (неокейнсианцы) сохранили методологические принципы Кейнса. Не случайно концепция Кейнса была названа «революцией» в экономической теории. Суть его методологического подхода состояла в том, что он перенес исследование из сферы чисто рыночных, ценовых отношений в сферу общественного производства. Это была новая теория регулирования производства и занятости. Теория Кейнса придает решающее значение инвестициям. Кейнс обосновал взаимосвязь в процессах: активное вмешательство государства в инвестиционный процесс увеличивает масштабы и темпы производства, а это, в свою очередь, означает увеличение прибыли, стимулирование совокупного спроса, увеличение занятости.

Идеи и выводы Кейнса имеют прямой выход на практику. Кейнс обосновал практические рекомендации по регулированию всего общественного процесса воспроизводства и снижению уровня безработицы, обращения Кейнса к макроэкономическому анализу стимулировало разработку системы национальных счетов, увязав их с практическими нуждами экономического регулирования. С идеями Кейнса связана разработка антициклической политики, концепции дефицитного финансирования системы среднесрочного программирования. В отличие от неоклассиков, изучавших экономические явления на уровне отдельных экономических субъектов – на микроуровне, Кейнс исследовал взаимодействие обмена и производства на макроуровне – на уровне экономики в целом. Он анализировал совокупные агрегированные экономические показатели. Главной проблемой для Кейнса была проблема занятости (безработицы), которая мало интересовала классическую теорию. Считалось, что динамика занятости зависит от динамики оплаты труда: снижение заработной платы высвобождает рабочую силу, увеличение заработной платы ведет к увеличению занятости. Классическая теория исходила из того, что на всех рынках (товаров, рабочей силы, денег) действует универсальный регулятор – цена. Движение цены (зарплаты, процента) позволяет перераспределять ресурсы и исправлять все несоответствия. Кейнс пришел к выводу, что это ошибочная трактовка. По Кейнсу понижение заработной платы не является лекарством от безработицы. Понижение заработной платы – это и снижение спроса, что ведет к сокращению производства, а, следовательно, к увеличению безработицы. К тому же снижению заработной платы противодействуют профсоюзы. Кейнс пришел к выводу, что размеры общественного производства и занятости определяются не факторами предложения товаров, а факторами спроса. В центре концепции Кейнса находится эффективный спрос и воздействие на него государства. Отправным пунктом исследований Кейнса является так называемый «основной психологический закон»: психология общества такова, что с ростом реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако, не в такой мере, в какой растет доход, так как преобладает склонность к сбережению. Сокращение инвестиций ведет к неэффективному спросу – сокращению потребления – к сокращению занятости.

Существует определенная зависимость между доходами, потреблением и инвестициями. Главным фактором, воздействующим на совокупный спрос, Кейнс считал инвестиции. Рост инвестиций стимулирует спрос, а рост спроса ведет к росту занятости, а значит и к увеличению дохода. Но связь роста сбережений и роста инвестиций не прямая. Здесь действуют разнообразные факторы, например размер инвестиций, зависит от уровня процентной ставки (чем выше процент, тем ниже уровень инвестиций), рост инвестиций зависит и от нормы прибыли.

В качестве показателя взаимосвязи между приростом инвестиций и увеличением дохода Кейнс использует мультипликатор (множитель). Нарастание затрат в одной сфере влияет на расширение производства в других сферах и соответственно увеличивает совокупную занятость – мультипликационный (нарастающий) эффект. Мультипликатор – это количественное выражение принципа: всякое увеличение инвестиций увеличивает спрос, доход, занятость. Рациональные элементы концепции мультипликатора состоят в отражении реальных зависимостей между занятостью, потреблением и накоплениями и национальным доходом.

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если, например, налоги увеличиваются, то эффект мультипликатора снижается. При увеличении импорта часть доходов уходит за границу, а значит, увеличивается вероятность дефицита платежного баланса. На учете мультипликационного эффекта строится экономическая политика государства по регулированию экономики.

Кейнсианская модель успешно использовалась в первые два послевоенных десятилетия до середины 70-х годов. Основу кейнсианской модели составляет «эффективный спрос» = (C + I), который обеспечивает условия для роста инвестиций, что обеспечивает рост занятости, рост доходов. Государство оперативно вмешивалось в поддержание инвестиций на должном уровне при любом состоянии экономики. Это привело к деформации экономического цикла, он не выполнял своей очистительной миссии: избавление от экономически неэффективного производства. Кроме того, такая политика вела к росту дефицита государственного бюджета. Обеспечение со стороны государства роста инвестиций требовало перераспределения национального дохода в пользу государства за счет повышения налоговых ставок, что на деле приводило к снижению инвестиционной активности, росту безработицы и усилению инфляции. Развитие экономики, поддерживаемое высоким уровнем дефицита госбюджета, перестали быть стимулом накопления капитала, была подорвана сама основа для экономического роста. Кроме того, рост нормы процента в условиях массового спроса на кредит и рост подоходного налога и других видов налогов привели к таксфляции (рост налогов и инфляции). Кризис 1973-75 годов был кризисом кейнсианской модели.

В этот период более востребованными стали рекомендации неконсервативного направления: монетаризм, эффективное предложение, теория адаптивных ожиданий, теория рациональных ожиданий.

Главными положениями в этих теориях было:

· уменьшение дефицита госбюджета;

· антиинфляционные меры в соответствии с рекомендациями монетаристов: величина денежной массы в стране должна соответствовать величине ВВП, а прирост денежной массы должен соответствовать приросту ВВП и среднегодовым темпам ожидаемой инфляции (умеренной инфляции) и составлять 3-5% ВВП;

· устранение прямых форм государственного регулирования, то есть устранение регламентаций по ценам, заработной плате, тарифам;

· предоставление налоговых льгот предпринимателям и т.п.

В результате проведения этих мер государство не устраняется, а осуществляет регулирование косвенно, через законодательную систему, индикативные рекомендации. Главная роль в стабилизации экономики должна быть отведена рыночным механизмам с учетом четкой отработанности «правил игры».

Экономические функции государства многообразны и сложны и они также являются предметом дискуссий между экономистами различных школ и направлений. Рассмотрим наиболее бесспорные из них:

– формирование и поддержка правовой основы функционирования рынка. Правительство берет на себя задачу обеспечения законодательной базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики и включающей законы, обеспечивающие честные правила рыночных отношений;

– создание и поддержание общественных институтов, органов, способных следить за соблюдением законов, например, налоговой инспекции, антимонопольного комитета и т.п.;

– обеспечение производства общественных благ, то есть тех благ, потребителями которых являются все граждане страны, независимо от того, оплатят они их или нет;

– обеспечение производства благ, невыгодных бизнесу;

– поддержка национального производителя и формирование конкурентной среды;

– стимулирование экономического роста и обеспечение стабильности национальной экономики;

– охрана окружающей среды, поскольку в самом рыночном механизме нет стимулов для финансирования природоохранных мероприятий;

– обеспечение гражданам определенного уровня социальных гарантий, включая перераспределение доходов и уменьшения их неравенства внутри страны.

Экономическая политика государства – это определенная система мер, в которой содержится регламентация норм и правил поведения хозяйствующих субъектов с применением экономического инструментария. Экономическая политика включает следующие важнейшие направления:

1. Денежно-кредитная политика государства. Данная политика использует такие инструменты как:

– нормирование банковских резервов;

– варьирование учетной ставки банковского процента;

– проведение операций на открытом рынке.

2. Налогово-бюджетная или финансовая политика, использующая следующие инструменты:

– регулирование государственных расходов;

– осуществление государственных закупок;

– выпуск государственных облигаций;

– поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

– регулирование налогообложения граждан;

– регулирование налогообложения юридических лиц.

3. Социальная политика, в которой используются такие экономические инструменты:

– установление минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) и почасовых ставок оплаты труда;

– установление размеров пенсий, пособий, стипендий, субсидий;

– индексация заработной платы и трансфертов.

4. Внешнеэкономическая политика включает:

– установление таможенных пошлин и курсов валют;

– использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений и т.п.

Социальная политика государства. Главным звеном социальной политики государства является формирование доходов населения, чтобы обеспечить определенный стандарт благосостояния.

Доход – сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения материальных и духовных благ и услуг на цели личного потребления.

Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, реального и располагаемого доходов.

Номинальные доходы характеризуются количеством полученных денег. Они формируются за счет:

· факторных доходов по труду, по капиталу, по земле (зарплата, процент, прибыль, рента);

· выплаты и льготы в соответствии с государственными программами распределения средств финансовой системы (районные коэффициенты, жилищные сертификаты, обустройство населенных пунктов необходимыми объектами здравоохранения, образования);

· выплаты в соответствии с программами государственной поддержки (пенсии, родительский капитал, пособия по безработице);

· доходы, получаемые через денежно-кредитную систему (ссуды банка, выигрыши по облигациям и т.п.).

Располагаемый доход меньше номинального на величину налогов и обязательных платежей. Номинальные доходы населения включают чистый, располагаемый, доход и обязательства граждан перед государством по перечислению в госбюджет налогов и сборов. Через аккумуляцию налогов и сборов государство реализует свое право на формирование фондов для реализации своей социальной политики.

Реальный доход характеризуется тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Реальный доход определяется с помощью индекса цен и понятия «потребительская корзина». Выделяют рациональную и минимальную «потребительские корзины». Население, чьи доходы меньше стоимости минимальной «корзины», живут за «чертой бедности». Доля населения, живущего за «чертой бедности», является важной характеристикой уровня жизни в стране.

Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей граждан страны, это – степень обеспеченности людей необходимыми товарами и услугами.

Выделяют «рациональный уровень потребления», «минимальный уровень потребления», «физиологический уровень потребления».

«Рациональный уровень потребления» характеризует уровень удовлетворения разумных потребностей людей. Набор товаров и услуг, определяющий данный уровень потребления, должен обеспечивать полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.

«Минимальный уровень потребления» учитывает минимальный уровень потребностей людей, величина которого определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. При этом не учитываются предметы роскоши, деликатесы.

«Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может физически существовать. С этим понятием связано понятие «уровень бедности».

«Уровень бедности» характеризуется такой величиной дохода, которая ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Практически это такой уровень дохода, который не обеспечивает воспроизводство населения. Бедность – это не только чисто экономический фактор, это и социальное и политическое явление.

Одним из первых оценку уровня бедности провел Э. Энгель (1821-1896), определяемую как закон Энгеля. Он вывел следующую закономерность: с ростом дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей мере, чем на предметы первой необходимости. Это характеризует при прочих равных условиях, что доля дохода, расходуемая на пищу, является показателем уровня благосостояния данной группы населения.

Для определения уровня жизни в разных странах используются показатели ВВП и национального дохода на душу населения. Более сложным показателем является показатель «качество жизни». Он включает наряду с уровнем жизни такие показатели, как физическое развитие, условия и безопасность труда, культурный уровень. Качество жизни можно измерить с помощью показателя «чистого экономического благосостояния»:

ЧЭБ = ВНП + самообслуживание+ свободное время ± теневая экономика – загрязнение окружающей среды

ООН рекомендует использовать для оценки благосостояния общества «индекс человеческого развития», где учитываются:

1. здоровье: продолжительность жизни;

2. культурный уровень: число лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше;

3. общие ресурсы потребления и накопления в стране: ВНП на душу населения.

Социальная политика государства направлена на разрешение такого противоречия как эффективность и равенство, или социальная справедливость. Перед государством стоит дилемма: с одной стороны, обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов, чтобы получить максимальное количество благ и услуг. При этом государство должно создать и поддерживать определенные социальные гарантии в формировании стимулов для участия граждан страны в общественном производстве. С другой стороны, государство должно обеспечивать социальную справедливость, то есть определенное равенство, характеризующееся тем, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

В экономической теории сложилось четыре подхода к характеристике понятия «справедливость»: эгалитарный, утилитарный, роулсианский, рыночный.

Эгалитарный подход, возникший в XVIII веке во времена французской революции, за основу берет уравнительное распределение благ. Все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты.

Утилитарный подход, возникший в конце XIX – начале XX вв., был предложен И. Бентам, Дж. С. Миллем. Этот подход предполагает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества. Общая полезность максимизируется за счет более справедливого распределения богатства в пользу тех, кто способен в большей степени оценить его полезность. Уравниловка при этом исключается.

Роулсианский подход был предложен американским философом Дж. Роулс в 70-х гг. XX в. Его оценка справедливости состоит в следующем: справедлива такая дифференциация доходов, при которой не снижаются стимулы к труду и не уменьшается база для повышения уровня благосостояния беднейших слоев общества. Максимизировать следует полезность наименее обеспеченных лиц. Своеобразная теория «максимина». Государство для всех должно обеспечить равные возможности для самореализации.

Рыночный подход предусматривает справедливость определяемую рынком: распределение результатов производства по предельному продукту

Все подходы, в конечном счете, подводят к проблеме распределения и перераспределения дохода, проблеме бедности и богатства. При формировании доходов и их распределении сохраняются и воспроизводятся условия неравенства. Причины неравенства следует искать в самой экономической системе, в государственной социальной политике, в существовании и степени развитости в стране социальных, правовых институтов, направленных на смягчение и разрешение проблем неравенства.

Основным фактором, усугубляющим проблему неравенства, является дифференциация доходов, включающих доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, оплату труда, социальные трансферты. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. В реальной современной экономике России проявляется устойчивая тенденция снижения доли национального дохода, приходящегося на оплату труда и рост доли доходов от собственности и предпринимательской деятельности.

Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, или лук Лоренца, децильный коэффициент, квинтильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения – коэффициент Джини.

Кривая Лоренца, названная по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца (1876-1959), используется для характеристики неравномерности распределения совокупного общественного дохода между различными группами населения. (Рис.)

По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали – проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получало бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения – соответственно 40% дохода и т. д. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в рас­пределении доходов.

Рис. 44 Кривая Лоренца

Абсолютное неравенство означает, что 20%, 40%, 60% и т. д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия ОF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Линия OF – это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов.

Если площадь участка графика, заключенного между линией абсолютного равенства и линией реального распределения дохода OABCDE, обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

G = T/OEF,

где G – показатель измерения степени неравенства в доходах. Этот показатель в экономической теории называют коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884 – 1965). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т и, следова­тельно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1.

Одним из способов описания распределения доходов является расчет квинтильного коэффициента. Чтобы проанализировать различия в доходах во времени или по странам, экономисты представляют данные так: сначала распределяют все семьи в эко­номике в соответствии с их годовым доходом. Затем делят их на пять групп (квинтилей): нижняя пятая, вторая пятая, средняя пятая, четвертая пятая и верхняя пятая части. Далее рассчитывается доля совокупного дохода каждой группы семей. Полученные данные позволяют оценить степень равномерности распределения со­вокупного дохода в экономике. В случае равномерного распределения дохода каждый квинтиль семей получал бы одну пятую (20%) дохода. Если бы доход концентрировался у нескольких самых богатых семей, верхняя пятая часть получала бы 100% дохода, а остальные – 0% дохода.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан страны.

Реальные расчеты всех приведенных показателей свидетельствуют о существенном разрыве в доходах наиболее обеспеченных граждан по сравнению с наименее обеспеченными гражданами страны.

Таким образом, распределение доходов в реальной экономике находится между двумя крайностями: богатством и бедностью. Социальные меры государства должны быть направлены на то, чтобы смягчить, уменьшить крайности бедности.

По отношению к социальным программам государства сложилось два основных подхода: «социальный» и «рыночный».

Социальный подход за основу социальной политики государства берет обязанность государства гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». Причем такая помощь не должна быть массовой. Она должна использовать по отношению только к тем, кто в такой помощи нуждается. Кроме того, такая помощь должна быть под силу госбюджету страны, чтобы она не стала фактором раскручивания инфляции. В противном случае она ухудшит положение всех малоимущих граждан.

Рыночный подход, он близок к роулсианскому подходу, обеспечивающему социальную справедливость. Социальная политика государства не должна гарантировать определенный уровень доходов малоимущим гражданам. Она должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих повышение доходов каждому члену общества.

В первом подходе превалирует принцип социальной справедливости, гарантированности в уровне благосостояния, а во втором – экономическая целесообразность, обеспечивающая и рост благосостояния, и экономический рост.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основным направления развития государственной политики.

2. Каковы различия между номинальным, реальным и располагаемым доходом?

3. Дайте характеристику понятиям «уровень жизни» и «качество жизни».

4. Какая модель используется для иллюстрации степени неравенства в распределении доходов?

5. В чем заключаются проблемы социальной справедливости?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

1. Основные этапы развития экономической теории: экономия, политическая экономия, экономика.


9569405793055973.html
9569471830495713.html

9569405793055973.html
9569471830495713.html
    PR.RU™