ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Лиса и муравей (по мотивам киргизской сказки)

Лиса и муравей (по мотивам киргизской сказки)

Программное содержание. Рассказывать и разыгрывать сказ-ку. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу од-нокорен-ные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (про-с-товатая, нехитрая, глу-пая), синонимы к слову (побежала, по-мча-лась, понеслась, полетела).
Материал. Лиса и муравей (игрушки-самоделки).

План. Воспитатель зачитывает детям письмо Старика-Годовика с приглашением в комнату сказок: «Друзья, вас ждет сказка. При-хо-ди-те». Когда дети займут свои места, из-за ширмы появляются сказочные персонажи. Воспитатель рассказывает сказку:

«Лиса и муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая лиса каждый день жаловалась, что у нее болит то живот, то голова, и уходила, чтобы полакомиться кумысом.

Муравей один трудился с утра до вечера – то поливал поле, то полол. Наконец созрел урожай.

Увидела лиса полный ток зерна и решила обмануть муравья: весь урожай взять себе.

– Друг мой муравей, зачем нам делить всю эту пшеницу? Лучше давай побежим наперегонки. Кто из нас первым прибежит к току, тот пусть и берет весь урожай, – сказала лиса.

Муравей подумал и согласился. Стали они рядом.
– Давай! – крикнула лиса. И побежала в сторону тока.

Задрала она хвост, уши прижала, бежит во всю мочь. Но и муравей не зевал – уцепился за ее хвост.

Прибежала лиса к току и отряхнулась. Муравей отлетел в сторону, залез на кучу пшеницы и крикнул:

– Эй, лиса, почему ты так замешкалась?

Лиса растерялась:

– Когда ты прибежал сюда?

– Давным-давно! Я уже успел отдохнуть, а ты вот еле дышишь.

Так лиса оказалась побежденной

.Не сумела она придумать новую хитрость и побрела прочь.

Муравей перетащил в амбар весь урожай и жил спокойно и сыто. А ленивая лиса голодала всю зиму».

– Понравилась сказка, ребята? Здесь встретились незнакомые слова. Лиса лакомилась кумысом, кумыс – это напиток из кислого кобыльего молока. Муравей молотил зерно на току, ток – это такое специальное место для молотьбы. А потом зерно хранилось в амбаре, амбар – строение для хранения зерна.
– Какую сказку напомнила вам сказка «Лиса и муравей'? («Лиса и рак».) Чем похожи эти сказки?

– Как вы думаете, зачем лиса предложила муравью бежать наперегонки? (Она хотела перехитрить муравья, забрать себе весь урожай.)

– Лиса быстро побежала. Как об этом сказать по-другому? (Побежала, помчалась, понеслась, полетела.)

– Каким в сказке оказался муравей? (Трудолюбивым, умным, догадливым, хитрым-прехитрым, хитрющим.) А лиса? (Плохой друг, лентяйка, глупая, неумная, нехитрая, глуповатая.)

– Кто хочет изобразить, как лиса притворялась больной? (Пластический этюд.) А как лиса бежала наперегонки? Как муравей полол поле?

– Кто хочет рассказать сказку еще раз?

Желающий рассказывает сказку, воспитатель подсказывает начало предложения в случае надобности. При рассказывании ребенок держит в руках игрушки. Вызвать 2-3 детей по желанию. Второй раз рассказывают по ролям двое детей.


9567314824299849.html
9567342980642802.html

9567314824299849.html
9567342980642802.html
    PR.RU™