Перспективные направления реорганизации системы социальной защиты и повышения качества оказания услуг

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения.

В последние годы в республике приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная основа социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база, осуществляется индексация социальных выплат с учетом динамики инфляции и т.д.

Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми, наиболее важными из которых являются выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.

В республике действует сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.

Меры социальной поддержки граждан, используемые в Республике Дагестан, особенно предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом качестве они выступают одним из инструментов предотвращения бедности в регионе, что способствовало (согласно данным Росстата) снижению в 2012 году в Республике Дагестан уровня бедности до 7,0 проц. (11,0 проц. – в среднем по Российской Федерации).

Важнейшими количественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Республике Дагестан являются значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме. Суммарное число таких граждан составляет около 400-500 тыс. человек, или примерно 15 проц. населения республики.

Ежемесячные денежные выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан получают граждане более чем пятнадцати категорий (преимущественно ветераны труда, граждане пожилого возраста и инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, малоимущие и другие категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами Республики Дагестан). Наиболее значительной группой получателей регулярных денежных выплат при этом являются ветераны труда (около 35 процентов от общего числа).

Меры социальной поддержки представляются путем более полного учета объективных потребностей получателей с использованием механизма адресности. Результатом является рост абсолютных и относительных показателей, характеризующих масштабы социальной поддержки граждан (семей) на основе проверки нуждаемости[35].



Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания – путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, – гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и другим.

Анализ прироста мер социальной поддержки, оказываемой УСЗН МО «город Махачкала»

Таблица 3.1.1

Единовременные денежные выплаты семьям с детьми Численность получателей (чел.) Прирост (%)
2014 год 2015 год
Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беремен­ности (до 12 недель) и подлежащим обязательному социальному страхова­нию 3 696 4 917 133,0
Единовременные пособия при рождении ребенка 31 046 55 461 178,6
Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 75 407 130 051 172,5
Ежемесячное пособие на ребенка 306 491 320 523 104,6
Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей 16 736 18 175 108,6
Единовременные денежные выплаты семьям при рождении пятого и каждого последующего ребенка, десятого и каждого последующего ребенка, одновременно двух детей, одновременно трех и более детей 1 604 172,1

Так, социальным обслуживанием в Республике Дагестан ежегодно охвачено более 170 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.

В 2012 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены услуги 23 330 гражданам пожилого возраста и инвалидам; специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому – 6 978 гражданам; отделениями срочного социального обслуживания – 122 528 гражданам[36].

Численность граждан, получивших социальные услуги в указанных учреждениях, составила 950 человек.

Численность лиц без определенного места жительства и занятий, получивших услуги в социальных центрах по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, составила 249 человек.

Несмотря на принятые решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан оказываются недостаточно высокими, в том числе с позиций:

- сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства. По данным Дагестанстата*, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Республике Дагестан, несмотря на тенденцию к снижению, в 2012 году составила 7,0 проц., коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) – 15,0, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) – 0,407;

- повышения уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, иных категорий населения, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки. Из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, требуют капитального ремонта 22,5 процента;

- сокращения физического неблагополучия, в том числе инвалидности, состояния психического здоровья, социально опасных заболеваний граждан;

- сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений.

При прогнозировании основных параметров и мероприятий по развитию системы социальной поддержки граждан на период до 2020 года в рамках Программы учитывались основные задачи, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в том числе: улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов; повышение эффективности государственной поддержки семьи; социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг; создание на 2-м уровне зональных базовых реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями; реконструкция действующих и создание новых социальных приютов для лиц без определенного места жительства; формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

В прогнозируемом периоде (2012–2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки по оценке будет возрастать вследствие: увеличения ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста; роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей; сохранения в республике в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся материальное и физическое неблагополучие.

Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также оказания социальных услуг и предусмотрения соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Республики Дагестан.

В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях: расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, в том числе как в денежной форме, так и в форме услуг; развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий.




9565023926137566.html
9565046772202082.html

9565023926137566.html
9565046772202082.html
    PR.RU™